Срыв государственного оборонного заказа УК РФ

Российская госдума поддерживает ответственность за срыв гособоронзаказа. Принятый в первом чтении законопроект "О гособоронзаказе", предусматривает персональную ответственность чиновников за срыв сроков его размещения, в т.ч. вплоть до уголовной. Кроме того документ предусматривает право государства формировать заказ на длительную перспективу.

Споры Минобороны и предприятий "оборонки" по поводу цен на военную продукцию едва не привели к срыву гособоронзаказа-2023. Последние контракты по ГОЗ-2023 на строительство атомных подводных лодок типа "Борей" и "Ясень" были подписаны в Северодвинске в присутствии премьер-министра Владимира Путина только 9 ноября.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, действующий федеральный закон "О государственном оборонном заказе" был принят в 1995 году, однако за прошедшее время значительно обновлены законодательные акты, регулирующие отношения, которые связаны с государственным оборонным заказом.
В законопроекте определены особенности размещения гособоронзаказа, основные принципы и методы государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по такому заказу.
В документе

уточняется круг госзаказчиков

, установлены основные обязанности исполнителей с целью повышения их ответственности за обеспечение эффективного размещения и выполнения оборонного заказа. Разработчики отмечают, что принятие закона позволит установить конкретную ответственность должностных лиц госзаказчиков за срыв сроков размещения оборонного заказа, а также за нарушение норм и правил государственного регулирования цен на оборонную продукцию.
Принятие закона также позволит установить нормы, которые повысят эффективность планирования при формировании гособоронзаказа за счет возможности взаимодействия госзаказчика и головных исполнителей, закрепить принципы и методы госрегулирования цен на продукцию, уточнить и четко разграничить полномочия федеральных органов исполнительной власти и организаций в области ценообразования на продукцию по оборонному заказу.
Кроме того, принятие закона позволит установить антимонопольные требования в сфере гособоронзаказа с учетом особенностей производства оборонной продукции, в том числе касающиеся поставщиков комплектующих, сырья и материалов для головного исполнителя оборонного заказа, закрепит сроки размещения заданий оборонного заказа.
В законопроекте определены особенности размещения гособоронзаказа, в частности, предоставление права госзаказчику при определенных условиях не устанавливать требование финансового обеспечения исполнения госконтракта при наличии у исполнителя необходимых производственных мощностей.
Госзаказчик также определяет начальную цену госконтракта при размещении оборонного заказа путем проведения торгов, а также определяет цену контракта в случае размещения заказа у единственного поставщика в порядке, определяемом правительством РФ.
Предусматривается возможность изменения цены заключенного контракта на поставку продукции с длительным производственным циклом по решению правительства при утверждении оборонного заказа на очередной год или при уточнении оборонного заказа на текущий год.

Новый закон поможет установить сроки формирования гособоронзаказа

, заявил первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев.
"Закон о гособоронзаказе имеет полное право быть принятым. Документ помогает установить сроки для формирования оборонного заказа. Не секрет, что ежегодно мы сталкиваемся с ситуацией, когда срок заключения контрактов и формирование оборонзаказа декларируется не в январе-феврале, а летом или даже осенью", - отметил депутат.
Гутенев подчеркнул, что в сфере обороны сегодня надо решать проблемы технологического переоснащения предприятий. "Необходимо повышать зарплаты сотрудникам предприятий. Невозможно привлечь молодых специалистов и сохранить старые проверенные кадры, не поднимая зарплату на достойный уровень", - сказал парламентарий.
Кроме того, в документе не прописано положение о минимальной рентабельности, которая должна быть не ниже 15%, добавил зампред комитета.
По словам Гутенева, ко второму чтению законопроекту нужна доработка.

О сегодняшнем положении с гособоронзаказом - предыстория и факты

Минобороны России удалось выполнить гособоронзаказ-2023 уже на 96,3%, говорится в сообщении на сайте правительства в среду.
"Государственный оборонный заказ на 2023 год выполнен на 96,3%. Полученные конкретные результаты по номенклатуре и количественным показателям отличаются от первоначально установленных заданий", - указано в сообщении.
Споры Минобороны и предприятий "оборонки" по поводу цен на военную продукцию едва не привели к срыву гособоронзаказа-2023. Последние контракты по ГОЗ-2023 на строительство атомных подводных лодок типа "Борей" и "Ясень" были подписаны в Северодвинске в присутствии премьер-министра только 9 ноября.
Объем государственного оборонного заказа в России в 2023 году составил 750 миллиардов рублей, что в полтора раза больше показателя 2023 года.
Эти вопросы были рассмотрены в среду на заседании военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ под председательством и.о. вице-премьера Дмитрия Рогозина.
На заседании были отмечены такие недостатки в работе госзаказчиков, как низкое качество планирования, несоблюдение сроков размещения заданий и так далее, указано в релизе.
Ранее Рогозин, возглавляющий ВПК, заявил, что она станет "ценовым арбитром" в спорах Минобороны и предприятий "оборонки".
Минобороны России в 2023 году удалось несколько улучшить ситуацию с гособоронзаказом (ГОЗ), по сравнению с прошлым годом

Об этом говорится в сообщении на сайте правительства в среду.
Президент РФ Владимир Путин недавно заявил, что до сих пор не размещено больше трети ГОЗ-2023, и потребовал от Минобороны и Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве представить ему доклад о причинах такой ситуации.
"В 2023 году ситуация с размещением заданий ГОЗ, по сравнению с прошлым годом, несколько улучшилась. Вместе с тем, установленные постановлением правительства РФ сроки размещения заданий ГОЗ некоторыми государственными заказчиками не выполнены", - говорится в сообщении.
Этот релиз распространен по итогам заседания комиссии ВПК, на котором председательствовал и.о. вице-премьера Дмитрий Рогозин.
ВПК по итогам заседания наметила ряд дополнительных мер по завершению в кратчайшие сроки размещения заданий ГОЗ на 2023 год и на период 2023-2023 годов, а также началу их финансирования. Намечены также меры по повышению эффективности организации размещения и выполнения ГОЗ, качества планирования, исключению практики многократного пересмотра заданий в ходе выполнения ГОЗ.
Кроме того, ВПК поручила государственным заказчикам погасить до 1 июня образовавшуюся кредиторскую задолженность перед предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и доложить о результатах в правительство.
Минобороны России в этом году, как и в прошлом, не сумело уложиться в сроки по размещению ГОЗ - после неудачи 2023 года, когда последние контракты заключили только осенью, власти поручили военным оформить все договоры до 15 апреля. Однако к этому сроку размещено лишь 77% всех заказов. Впрочем, первый замминистра обороны РФ Александр Сухоруков ранее заявил, что не опасается срыва оборонзаказа: в прошлом и позапрошлом году за аналогичный срок было заключено еще меньше соглашений.
Ранее Рогозин, возглавляющий ВПК, заявил, что она станет "ценовым арбитром" в спорах Минобороны и предприятий ОПК. Он пояснил, что при наличии ценовых разногласий "фактически речь пойдет об утверждении контрактов" со стороны комиссии.

За пять лет количество банкротных предприятий в российском ОПК сократилось на треть, ситуация в этом плане сегодня стабилизировалась

Об том заявил первый зампредседателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Юрий Борисов, выступая в Госдуме в среду при обсуждении в первом чтении законопроекта о гособоронзаказе.
Отвечая на вопросы депутатов, Борисов признал, что количество оборонных предприятий за последние 20 лет резко сократилось. "И численность их работников сократилась примерно в три с лишним раза", - добавил он.
"Если говорить о состоянии оборонных предприятий за последние пять лет - я являюсь заместителем председателя комиссии по банкротству, поэтому могу привести такие данные: за последние пять лет меры, которые принимало государство по, в том числе, субсидированию кредиторских задолженностей предприятий, оказавшихся в тяжелом финансовом положении, привели к достаточно хорошим результатам. Эффективность этих мер очень высокая, и количество банкротных предприятий сократилось на треть", - сказал зампред ВПК.
"Ситуация в этом плане сегодня, можно считать, стабилизировалась. Этому как раз способствовало резкое увеличение гособоронзаказа в последние три года. Сегодня и замедлился отток, сокращение численности предприятий, который раньше составляло примерно 5-7% в год. Сейчас он стабилизировался", - заключил он.

Гособоронзаказ взяли на ручное управление

Тендеры по гособоронзаказу завершить до 15 апреля.Ручное управление ОПК. Президент РФ Дмитрий Медведев потребовал от вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего в правительстве ОПК, тщательно контролировать размещение гособоронзаказа и завершить проведение всех тендеров и конкурсов до 15 апреля.

Исхожу из того, что в рамках существующих правил те заказы, которые размещаются у единственного поставщика, до 1 марта должны быть размещены, а тендеры и конкурсы проведены до 15 апреля. Из этих сроков прошу исходить и контролировать эти процедуры. Растягивать все это нельзя, - сказал президент на встрече с вице-премьером.
По его словам, технологическое перевооружение предприятий ОПК - одна из ключевых задач. "Надо следить за качеством продукции, чтобы не допускать конфликтов между Минобороны и соответствующими производителями", - добавил Медведев.
Глава государства отметил, что в 2023 году ситуация с размещением гособоронзаказа "была, мягко говоря, не блестящей".
"Надеюсь, что в этом году ситуация будет существенно лучше", - добавил президент.
Он подчеркнул, что медлить нельзя, иначе оборонные предприятия не получат денег и все сместится снова на конец года с перспективой невыполнения гособоронзаказа. "Я не склонен рисовать все черной краской или смотреть на все в розовых очках. Есть предприятия современные, а есть те, которые требуют модернизации ", - отметил российский лидер.
Он добавил, что Россия, естественно, заинтересована, чтобы продукция оборонного комплекса была качественной и востребованной.
" Задача перевооружения предприятий ВПК является ключевой ", - сказал Медведев.
Президент напомнил, что иногда возникают ситуации, когда производители говорят: "Покупайте то, что мы даем - это хорошо, а Минобороны требует сравнить с натовскими образцами".
Это никуда не годится. Готов выслушать ваши предложения по совершенствованию ОПК, включая место и роль Рособоронзаказа (Федеральная служба по оборонному заказу) и Рособоронпоставки (Федеральное агентство по поставкам вооружения), - сказал Медведев.
В свою очередь, Рогозин отметил, что фактически гособоронзаказ взяли на ручное управление.
"По бюджетным средствам имеем около 22%, по кредитным средствам речь идет о 83%. По сравнению с прошлым годом, это на порядок выше. Я надеюсь, что в этом году не будет проблем ", - подчеркнул Рогозин.
 

Федеральный Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе"

Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 2022-07-21 N 288-ФЗ)
1.Граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. (в ред. Федеральных законов от 2022-07-21 N 61-ФЗ, от 2022-07-21 N 55-ФЗ, от 2022-07-21 N 309-ФЗ)