Приказ министра обороны 2022 г

"Об утверждении Руководства по подготовке к выполнению работ по утилизации вооружения и военной техники"

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 2021-12-08 N 560

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ ПО УТИЛИЗАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

1. Утвердить и ввести в действие с 2021-12-08 Руководство по подготовке к выполнению работ по утилизации вооружения и военной техники (приложение к настоящему приказу).

2. Пункт 6 примечаний к Требованиям к объекту закупки (описание объекта закупки) (приложение к Заявке на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (приложение N 3 к Руководству об организации работы по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 2021-12-08 N 670дсп) ) изложить в следующей редакции:

"6. Описание объекта закупки в отношении работ по утилизации вооружения и военной техники осуществляется с учетом рекомендаций по подготовке технического задания на выполнение работ по утилизации вооружения и военной техники, установленных Руководством по подготовке к выполнению работ по утилизации вооружения и военной техники.".

3. Признать утратившим силу с 2021-12-08 Руководство по утилизации вооружения и военной техники, высвобождаемых из Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное статс-секретарем - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации 1 ноября 1999 г.

Министр обороны

Российской Федерации

генерал армии

С.ШОЙГУ

Приложение

к приказу Министра обороны

Российской Федерации

от 2021-12-08 N 560

РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ ПО УТИЛИЗАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Руководство по подготовке к выполнению работ по утилизации вооружения и военной техники (далее - Руководство) устанавливает общие принципы и правила подготовки к выполнению работ по утилизации вооружения и военной техники, высвобождаемых из наличия Вооруженных Сил Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами, Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны, Главное управление вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации - Главным управлением вооружения, Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - Главным организационно-мобилизационным управлением, научно-исследовательские организации Министерства обороны Российской Федерации - НИО МО, государственный оборонный заказ - ГОЗ, вооружение и военная техника - ВВТ, федеральная целевая программа промышленной утилизации на соответствующий период - ФЦП, техническое задание - ТЗ, Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" - Госкорпорацией "Роскосмос", единая информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд - ЕИС, Единый кодификатор предметов снабжения, принятый приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2021-12-08 N 7-ек, - ЕКПС.

2. Положения Руководства не распространяются на утилизацию ядерного и химического оружия, а также на ВВТ, утилизацию которых планируется осуществлять вне рамок ГОЗ.

3. Руководство предназначено для видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, планирующих, организующих и обеспечивающих подготовку к выполнению работ по утилизации высвобождаемых ВВТ.

4. В Руководстве применяются следующие термины и определения:

"утилизация ВВТ" - основной вид ликвидации ВВТ, при котором осуществляется их переработка с получением продуктов утилизации ВВТ для их реализации или использования <*>;

"продукты утилизации ВВТ" - вторичные материальные ресурсы (лом черных и цветных металлов, лом и отходы, содержащие драгоценные камни, редкоземельные и драгоценные металлы, взрывчатые вещества, пороха и другие материалы), комплектующие изделия, получаемые в результате утилизации ВВТ и потенциально пригодные для повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки <*>;

"демилитаризация ВВТ" - перевод ВВТ, снятых с эксплуатации и списанных, в состояние, в результате которого они в дальнейшем не могут быть использованы по их прямому первоначальному назначению;

"ликвидация ВВТ" - комплекс организационно-технических, научных, экономических, экологических и других мероприятий, обеспечивающих преобразование ВВТ, приводящее к необратимым изменениям в их структуре и свойствах и прекращению выполнения ими целевого предназначения или их существования <*>;

"уничтожение ВВТ" - вид ликвидации ВВТ, при котором осуществляется воздействие на ВВТ, приводящее к полному прекращению их существования без получения материалов, пригодных для дальнейшего использования, и при необходимости захоронение отходов, полученных в результате такого воздействия <*>;

"предутилизационная подготовка ВВТ" - комплекс организационно-технических, экономических, научных и других мероприятий, включающих при необходимости работы по расконсервации и демилитаризации ВВТ, приведению их в безопасное состояние, способствующее демонтажу ВВТ и его основных элементов, в целях последующей передачи для утилизации;

"органы экспертизы цен" - органы военного управления, осуществляющие и отвечающие за координацию деятельности органов военного управления по ценообразованию на продукцию по государственному оборонному заказу, расчет цен на нее, а также за методическое обеспечение и контроль ценообразования на продукцию по государственному оборонному заказу.

--------------------------------

<*> Положение о порядке ликвидации вооружения и военной техники, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2021-12-08 N 561.

5. Объектами утилизации являются все входящие в Номенклатуру групп вооружения и военной техники, подлежащих утилизации в рамках государственного оборонного заказа, утвержденную приказом Министра обороны Российской Федерации от 2021-12-08 N 111, списанные в установленном порядке ВВТ, а также их составные части и комплектующие изделия, ракетные топлива.

6. Мероприятия по подготовке к выполнению работ по утилизации ВВТ включают:

оформление документов о снятии с эксплуатации и списании ВВТ;

формирование фонда ВВТ, подлежащих утилизации;

предоставление информации о ВВТ, планируемых к утилизации;

формирование прогнозных цен на выполнение работ по утилизации ВВТ;

разработку ТЗ на проведение работ по утилизации ВВТ;

предутилизационную подготовку ВВТ.

7. Формирование фонда ВВТ, подлежащих утилизации, осуществляют довольствующие органы военного управления (далее - довольствующие органы) и воинские части.

8. Информацию о планируемых к утилизации ВВТ подготавливают довольствующие органы с учетом плановых показателей ФЦП в соответствии с разделом III Руководства.

При указании организаций - потенциальных исполнителей работ необходимо учитывать требования Федерального закона от 2021-12-08 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части наличия у них лицензии на право деятельности в области утилизации ВВТ конкретного вида.

9. Разработку ТЗ на выполнение работ по утилизации ВВТ осуществляют довольствующие органы.

ТЗ рекомендуется подготавливать в соответствии с приложением N 1 к Руководству.

Конкретные разделы ТЗ определяет довольствующий орган с учетом специфики и особенностей утилизируемых ВВТ.

ТЗ согласовывается со службой защиты государственной тайны довольствующего органа и подписывается руководителем (заместителем руководителя) довольствующего органа.

10. Органы военного управления, реализующие функции государственного заказчика работ по утилизации ВВТ (далее - заказывающие органы), устанавливаются Положением об управлении реализацией федеральной целевой программы "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2022 - 2022 годы и на период до 2022 года", утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 2021-12-08 N 265.

11. ВВТ, подлежащие утилизации, а также продукты утилизации ВВТ, полученные при выполнении государственных контрактов, заключенных в рамках ГОЗ, до момента их реализации являются федеральной собственностью.

12. Управление подготовкой к выполнению работ по утилизации ВВТ базируется на существующей в Вооруженных Силах организационной структуре, порядке подчиненности и взаимодействия всех органов военного управления с учетом соблюдения установленных в Вооруженных Силах правил и методов контроля, учета, отчетности и документооборота.

II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ПО УТИЛИЗАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Общие положения

13. Планирование работ по утилизации ВВТ осуществляется при формировании заданий ГОЗ на основе показателей ФЦП и предложений довольствующих органов на соответствующий период в установленном порядке.

14. Формы документов по разработке предложений в проект ГОЗ в части утилизации ВВТ подготавливаются в соответствии с разрабатываемыми коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации рекомендациями.

Формирование прогнозных цен

15. Формирование прогнозных цен на выполнение работ по утилизации ВВТ, на которые распространяется государственное регулирование цен, осуществляется в порядке, установленном Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2021-12-08 N 1465 (далее - Положение).

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 2021-12-08 N 501)

16. Для определения прогнозных цен в отношении указанных работ по утилизации ВВТ довольствующие органы направляют до 1 марта года, предшествующего планируемому (если иные сроки не установлены планом-графиком выполнения работ по формированию проекта ГОЗ и его основных показателей), в заказывающий орган согласованные с Главным организационно-мобилизационным управлением предложения о номенклатуре и количестве ВВТ, планируемых к утилизации в рамках ГОЗ, по форме согласно приложению N 2 к Руководству.

Предложения о номенклатуре и количестве ВВТ, планируемых к утилизации в рамках ГОЗ, до их направления в заказывающий орган также согласовываются довольствующими органами с соответствующими НИО МО на предмет соответствия обозначений, наименований и классов ЕКПС ВВТ, планируемых к утилизации в рамках ГОЗ, обозначениям, наименованиям и классам ЕКПС ВВТ согласно каталогу предметов снабжения Вооруженных Сил, созданному в соответствии с Порядком организации работ по каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 2021-12-08 N 533дсп.

Заказывающие органы на основании предложений довольствующих органов о номенклатуре и количестве ВВТ, планируемых к утилизации в рамках ГОЗ, формируют предложения по прогнозным ценам на выполнение работ по утилизации ВВТ, на которые распространяется государственное регулирование цен, в срок до 1 мая года, предшествующего планируемому (если иные сроки не установлены планом-графиком выполнения работ по формированию проекта ГОЗ и его основных показателей), и направляют заявки на формирование прогнозных цен в органы экспертизы цен.

17. После получения заключений органов экспертизы цен о прогнозных ценах на выполнение работ по утилизации ВВТ заказывающие органы доводят их до довольствующих органов.

18. Для определения прогнозных цен в отношении работ по утилизации ВВТ, на которые не распространяется государственное регулирование цен, довольствующие органы направляют до 1 марта года, предшествующего планируемому, в заказывающий орган согласованные с Главным организационно-мобилизационным управлением предложения о номенклатуре и количестве ВВТ, планируемых к утилизации в рамках ГОЗ, по форме согласно приложению N 2 к Руководству.

Предложения о номенклатуре и количестве ВВТ, планируемых к утилизации в рамках ГОЗ, до их направления в заказывающий орган также согласовываются довольствующими органами с соответствующими НИО МО на предмет соответствия обозначений, наименований и классов ЕКПС ВВТ, планируемых к утилизации в рамках ГОЗ, обозначениям, наименованиям и классам ЕКПС ВВТ согласно каталогу предметов снабжения Вооруженных Сил, созданному в соответствии с Порядком организации работ по каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 2021-12-08 N 533дсп.

19. Для определения прогнозных цен в отношении работ по утилизации ВВТ, на которые не распространяется государственное регулирование цен, а также в случае отсутствия заключений органов экспертизы цен по прогнозным ценам на работы по утилизации ВВТ, на которые распространяется государственное регулирование цен, заказывающий орган выполняет одно из следующих мероприятий:

направляет запросы о предоставлении предложений о прогнозной цене на работы по утилизации ВВТ потенциальным исполнителям;

размещает в установленном порядке запрос цены работ по утилизации ВВТ в ЕИС;

осуществляет поиск ценовой информации в реестре государственных контрактов, заключенных заказчиками.

20. Запрос о предоставлении предложений о прогнозной цене на работы по утилизации ВВТ, направляемый потенциальному исполнителю, и (или) запрос цены работ, размещаемый в ЕИС, формируются идентичными по содержанию и должны содержать:

основные технические характеристики ВВТ;

основные технические условия работ;

количество ВВТ, места их нахождения и порядок транспортировки к месту утилизации;

указание о том, что предложение о прогнозной цене потенциального исполнителя должно содержать документы, предусмотренные Положением.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 2021-12-08 N 501)

21. По результатам мероприятий, проведенных в соответствии с пунктами 19 и 20 Руководства, заказывающий орган рассчитывает прогнозные цены на работы по утилизации ВВТ и доводит их до довольствующих органов.

22. Прогнозная цена утилизации одного образца ВВТ может определяться в соответствии с пунктами 3.18, 3.20 (с учетом подпунктов 3.20.1, 3.20.2), 3.21 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2021-12-08 N 567.

23. Довольствующие органы после получения прогнозных цен в отношении работ по утилизации ВВТ, на которые распространяется и (или) не распространяется государственное регулирование цен, в срок до 1 октября года, предшествующего планируемому (если иные сроки не установлены планом-графиком выполнения работ по формированию проекта ГОЗ и его основных показателей), в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств на основании прогнозных цен формируют и представляют в Главное управление вооружения предложения в проект ГОЗ в части проведения работ по утилизации закрепленной номенклатуры ВВТ.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАКУПКИ РАБОТ ПО УТИЛИЗАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

24. При организации мероприятий по подготовке к проведению закупки работ по утилизации ВВТ довольствующие органы обеспечивают формирование и представление в заказывающие органы до 20 декабря года, предшествующего планируемому:

согласованных со службами защиты государственной тайны ТЗ на выполнение работ по утилизации ВВТ (рекомендуется излагать в соответствии с приложением N 1 к Руководству);

экспертных заключений о возможности открытого опубликования ТЗ либо заключений о наличии в них сведений, составляющих государственную тайну, подготовленных в соответствии с установленным в Министерстве обороны порядке;

сведений о списании ВВТ по форме согласно приложению N 3 к Руководству.

IV. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ ПО УТИЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

25. Особенности планирования работ по утилизации стратегических вооружений (далее - СВ) обусловлены Положением об управлении реализацией федеральной целевой программы "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2022 - 2022 годы и на период до 2022 года", утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 2021-12-08 N 265, и Регламентом взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации и Федерального космического агентства при осуществлении мероприятий по утилизации и ликвидации стратегических вооружений, утвержденным приказом Федерального космического агентства и Министра обороны Российской Федерации от 2021-12-08 N 34/99.

26. Для направления в Госкорпорацию "Роскосмос" предложений о номенклатуре и количестве СВ, планируемых к утилизации в рамках ГОЗ, довольствующие органы представляют в Главное управление вооружения сведения о списании СВ по форме согласно приложению N 3 к Руководству и согласованные с Главным организационно-мобилизационным управлением и соответствующими НИО МО предложения о номенклатуре и количестве СВ, планируемых к передаче Госкорпорации "Роскосмос" на утилизацию в рамках ГОЗ, до 1 июня года, предшествующего планируемому, по форме согласно приложению N 4 к Руководству.

27. Для подготовки к проведению закупки работ по утилизации СВ довольствующие органы представляют в Главное управление вооружения (для последующего направления в Госкорпорацию "Роскосмос") до 20 декабря года, предшествующего планируемому:

согласованные со службами защиты государственной тайны ТЗ на выполнение работ по утилизации СВ (рекомендуется излагать в соответствии с приложением N 1 к Руководству);

экспертные заключения о возможности открытого опубликования ТЗ либо заключения о наличии в них сведений, составляющих государственную тайну, подготовленные в установленном в Министерстве обороны порядке;

сведения о списании СВ по форме согласно приложению N 3 к Руководству.

ТЗ на выполнение работ по утилизации СВ, подпадающих под действие международных договоров по сокращению стратегических наступательных вооружений, должны содержать ссылки на положения таких договоров в части процедур ликвидации СВ.

28. Предложения о номенклатуре и количестве СВ, планируемых к передаче Госкорпорации "Роскосмос" на утилизацию в рамках ГОЗ, и ТЗ в отношении ликвидации объектов инфраструктуры стратегических ракетных, ракетно-космических комплексов, высвобожденных в результате ликвидации территорий, подлежат дополнительному согласованию с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в части:

зданий и сооружений, планируемых к ликвидации;

границ (площади) территории, планируемой к рекультивации (планировке), и направления рекультивации (целевого использования нарушенных земель после их восстановления).

V. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ К УТИЛИЗАЦИИ

29. Организацию подготовки ВВТ к утилизации осуществляют довольствующие органы.

До передачи ВВТ на утилизацию довольствующие органы при необходимости организовывают мероприятия по демонтажу и учету комплектующих изделий, потенциально пригодных для обеспечения эксплуатации и ремонта ВВТ.

Извлечение узлов, блоков, агрегатов, приборов, деталей, элементов, содержащих драгоценные металлы и камни, из ВВТ, передаваемых на утилизацию, должно осуществляться в установленном в Министерстве обороны порядке.

30. ВВТ, передаваемые для утилизации, должны быть приведены в безопасное состояние для персонала, населения и окружающей среды.

31. Предутилизационная подготовка ВВТ может производиться силами воинских частей в соответствии с правовыми актами Министерства обороны, служебными документами довольствующих органов, эксплуатационной документацией и включает следующие виды работ:

расконсервация;

демилитаризация, в том числе приведение в безопасное состояние;

изменение (снятие) грифа секретности;

демонтаж ВВТ, имеющих гриф секретности;

подготовка к транспортированию.

32. В зависимости от конструктивных особенностей и технического состояния конкретных видов (типов) ВВТ, мест их хранения и принятых методов (технологий) утилизации порядок предутилизационной подготовки может быть изменен. Отдельные виды из указанных выше работ могут не проводиться либо их выполнение может быть возложено на исполнителей работ по утилизации, что подлежит отражению в ТЗ и в государственных контрактах.

33. Расконсервация ВВТ заключается в изъятии их из консервирующей упаковки, в удалении смазочных материалов, препятствовавших появлению коррозии и биоповреждений ВВТ.

Расконсервацию проводят методами, изложенными в эксплуатационной документации на конкретный образец ВВТ, а также в соответствующих руководствах и инструкциях на ВВТ конкретных видов.

34. Демилитаризация ВВТ включает:

приведение в небоеспособное состояние;

изъятие бортовых компьютеров;

изъятие из средств связи (с секретной информацией) узлов постоянной памяти, компьютеров и кодирующих устройств;

снятие электронных и электромеханических приборов системы управления и прицеливания, вспомогательных двигателей, пиросредств и др.

35. Демилитаризация ВВТ производится в соответствии с действующими нормативными и иными документами на ВВТ конкретных видов.

36. Приведение ВВТ в безопасное состояние включает в себя следующие мероприятия:

отделение взрывоопасных предметов, включая оружие, твердотопливные ускорители, пиросредства и т.д.;

снятие запальных устройств и пиросредств;

слив из систем, коммуникаций и емкостей горюче-смазочных материалов и спецжидкостей;

удаление сжатых газов из баллонов;

сброс топлива (жидкого и твердого);

продувка баллонов и магистралей;

демонтаж аккумуляторов, топливных элементов и т.п.;

нейтрализация систем самоликвидации ВВТ;

извлечение составных частей ВВТ, содержащих радиоактивные, опасные, в т.ч. токсичные, ядовитые физические, химические, биологические вещества и материалы;

сброс (слив) компонентов топлива и химическая нейтрализация или удаление элементов двигательных установок и топливных баков, если компоненты горючего, используемые на ВВТ, токсичны;

выброс избыточного (газового) давления из емкостей, магистралей.

37. ВВТ, подлежащие утилизации (уничтожению) и имеющие грифы секретности, должны передаваться на утилизацию (уничтожение) после проведения в установленном порядке работ по изменению (снятию) грифа секретности.

Организация работ по изменению (снятию) грифов секретности с утилизируемых (уничтожаемых) образцов ВВТ возлагается на довольствующие органы.

На образцах ВВТ, не подлежащих рассекречиванию в установленном порядке, проводятся работы по демонтажу составных частей ВВТ (изделий), содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

38. Демонтаж составных частей ВВТ (изделий), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в целях обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну, и выполняется воинской частью по технической документации разработчиков данных образцов ВВТ с привлечением специалистов, допущенных к государственной тайне по соответствующей форме, и под контролем работников подразделений по защите государственной тайны.

Под демонтажем составных частей ВВТ (изделий), имеющих грифы секретности, понимается проведение работ по:

уничтожению составных частей ВВТ (изделий), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, путем разборки данных составных частей ВВТ (изделий), их деформации, разрушения или приведения в такое состояние, при котором невозможно восстановить их функционирование, определить принцип действия, характеристики, параметры и другие сведения о данных образцах ВВТ;

изъятию составных частей ВВТ (изделий), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, для дальнейшего использования в воинских частях.

Факт проведения таких работ оформляется актом об уничтожении секретных изделий и (или) актом об изъятии вмонтированных секретных изделий в порядке, определенном нормативными правовыми актами.

В формуляре образца ВВТ, из состава которого были уничтожены или изъяты составные части ВВТ (изделия), содержащие сведения, составляющие государственную тайну, делается ссылка на номер акта об уничтожении секретных изделий и (или) акта об изъятии вмонтированных секретных изделий, заверенная печатью воинской части.

39. В отдельных случаях, когда конструкция образцов ВВТ не допускает возможности рассекречивания и/или проведения демонтажа силами воинских частей и отсутствуют в эксплуатационной документации указания о технологии утилизации (уничтожении) секретных изделий, довольствующие органы заблаговременно запрашивают у разработчиков таких образцов ВВТ технологии их утилизации (уничтожения) и указывают эти технологии в ТЗ на выполнение работ по утилизации ВВТ <*> (за исключением шифровальной техники <**>).

--------------------------------

<*> В случае, когда организации - разработчики (производители) ВВТ (составных частей ВВТ), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, перестали существовать или находятся на территории других государств и не являются российскими юридическими лицами, технологии утилизации (уничтожения) таких ВВТ (составных частей ВВТ) разрабатываются по решению довольствующих органов научно-исследовательскими организациями в установленном порядке.

<**> Технологии утилизации шифровальной техники (составных частей) определяются соответствующими методиками и технологическими картами уничтожения конкретных типов шифровальной техники, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Утилизация таких образцов ВВТ осуществляется предприятиями, определенными в установленном порядке, по технологии, указанной в ТЗ и государственном контракте.

40. После осуществления мероприятий по рассекречиванию или демонтажу на основании соответствующих заключений, определенных Инструкцией по организации и проведению в Вооруженных Силах Российской Федерации оценки степени секретности и судебных экспертиз сведений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 230, образцы ВВТ (составные части) снимаются с учета соответствующего секретного делопроизводства.

41. Подготовка к транспортированию предназначенных для утилизации ВВТ производится в объеме работ, установленном эксплуатационной и иной документацией.

Приложение N 1

к Руководству (пп. 9, 24, 27)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО УТИЛИЗАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ (СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ)

При подготовке ТЗ на выполнение работ по утилизации ВВТ (СВ) рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

1. ТЗ на выполнение работ по утилизации ВВТ формируют раздельно на укрупненные классификационные группировки ВВТ, определенные в соответствии с классом ЕКПС, и при этом включают следующие разделы:

наименование работы, основание и сроки выполнения;

цель выполнения;

сведения о ВВТ;

места передачи ВВТ на утилизацию и информация о содержании материалов;

общие указания;

требования безопасности;

требования охраны окружающей среды;

сведения о проводимых мероприятиях по подготовке и отправке (передаче) ВВТ на утилизацию;

транспортирование ВВТ;

методы утилизации ВВТ;

особенности утилизации ВВТ;

требования защиты государственной тайны;

требования к качеству продуктов утилизации ВВТ.

В зависимости от особенностей утилизируемых ВВТ допускается вводить в ТЗ другие разделы.

Конкретное содержание разделов и подразделов ТЗ определяет довольствующий орган на основе требований Руководства с учетом специфики и особенностей утилизируемых ВВТ.

В тех случаях, когда требования по какому-либо разделу, подразделу не предъявляются, то после наименования раздела, подраздела указывают: "не предусмотрены" или "не предъявляются".

2. В разделе "Наименование работы, основание и сроки выполнения" указывают наименование работы в соответствии с утвержденным ГОЗ, наименование документа (документов), на основании которого (которых) должна выполняться работа по утилизации ВВТ, номер и дата его (их) утверждения (реквизиты постановления Правительства Российской Федерации об утверждении ГОЗ), исполнителя работ по утилизации ВВТ (далее - исполнитель) и сроки их выполнения.

Исполнитель указывается, если он определен единственным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе порядке. В противном случае указывается, что исполнитель определяется конкурентным способом.

3. В разделе "Цель выполнения" указывают цель выполнения работы (устанавливают подлежащие достижению обобщенные результаты выполнения работы). В том случае, если работа имеет многоцелевой характер, указывают основную цель и решаемые задачи.

4. В разделе "Сведения о ВВТ" указывают основные сведения, характеризующие состав и весогабаритные характеристики ВВТ, подлежащих утилизации. Данный раздел оформляется в виде таблицы:

Наименование ВВТ

Состав

Масса

Габаритные размеры

Примечание

1

2

3

4

5






Пояснения по заполнению таблицы:

1) в графе 1 указываются наименование и обозначение (шифр, индекс) ВВТ;

2) графа 2 заполняется преимущественно в отношении сложных систем и комплексов ВВТ. В данной графе указываются наименования и количество основных составных частей ВВТ в соответствии с технической документацией (паспорт, формуляр, руководство по эксплуатации, справочник и т.п.).

В отношении ракет указываются сведения о двигателе и о наличии боеголовки или боевой головной части с боевыми блоками, взрывчатыми компонентами, а также о наличии топлива.

В отношении ВВТ, размещенных на автомобильных шасси и/или в КУНГах, указываются сведения о типе шасси и КУНГ и порядке их использования (утилизация, возврат);

3) в графах 3 и 4 указываются соответственно масса и габаритные размеры одного образца ВВТ (с единицами измерения) в соответствии с технической документацией.

5. Раздел "Места передачи ВВТ на утилизацию и информация о содержании материалов" оформляется в виде таблицы:

Наименование ВВТ

Место передачи ВВТ

Количество ВВТ

Наименование материалов

Единица измерения

Количество (масса) материала в образце

Количество (масса) материала, всего

1

2

3

4

5

6

7








Пояснения по заполнению таблицы:

1) в графе 1 указываются наименование и обозначение (шифр, индекс) ВВТ <*>;

2) в графе 2 указываются места передачи ВВТ в следующем порядке: наименование субъекта Российской Федерации, тип населенного пункта, наименование населенного пункта, условное наименование воинской части (в/ч ХХХХ);

3) в графах 4 и 6 указываются наименование и количество материалов (черные, цветные и драгоценные металлы, взрывчатые вещества, пороха и другие материалы) в соответствии с технической документацией (паспорт, формуляр, руководство по эксплуатации, справочник и т.п.) и с учетом изъятых составных частей. Материал не указывается, если таковой отсутствует;

4) в графе 5 указывается наименование единицы измерения количества материалов в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения (ОКЕИ), принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 366. Единицы измерения количества материалов по драгоценным металлам устанавливаются в граммах;

5) значение количества материалов в графах 6 и 7 указывается с разделителями групп разрядов. Округление количества материалов по драгоценным металлам производится: для золота, платины и металлов платиновой группы - до 3 десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления, для серебра - до 2 знаков;

6) сведения группируются последовательно по каждому планируемому году. В графах 3 и 7 (по каждому материалу) подводится итог за каждый планируемый год и в целом по таблице.

--------------------------------

<*> Наименования и обозначения (шифр, индекс) ВВТ, указываемые при заполнении таблиц в пунктах 4 и 5, должны соответствовать друг другу.

6. В разделе "Общие указания" указываются:

общие требования по проведению утилизации ВВТ;

перечень необходимых работ, установленных нормативными правовыми актами, государственными и отраслевыми стандартами (при наличии).

7. В разделе "Требования безопасности" указываются правила, которые необходимо соблюдать в соответствии с особенностями конструкции ВВТ и их утилизации, установленные положениями нормативных правовых актов, государственными и отраслевыми стандартами, в том числе ГОСТ РО 0045-002-2009, ГОСТ РО 0045-003-2009, а также перечень обязательных требований, невыполнение которых может привести к опасным последствиям для жизни, здоровья человека или окружающей среды.

Здесь же излагаются требования промышленной безопасности, пожарной безопасности, взрывобезопасности, радиационной безопасности, безопасности от воздействия химических и загрязняющих веществ, в том числе предельно допустимые концентрации веществ или входящих в них компонентов, требования к местам захоронения опасной продукции и отходов и т.п.

При большом объеме требований вместо их перечисления приводятся ссылки на соответствующие нормативные правовые акты, государственные и отраслевые стандарты.

При необходимости приводятся класс опасности и значения уровней опасных и вредных факторов, характер действия вещества на организм человека, сведения о способности материала (вещества) к образованию токсичных и пожаро- и взрывоопасных соединений в воздушной среде и сточных водах в присутствии других веществ или факторов, сведения о пожаро- и взрывоопасных свойствах материала, вещества и мерах по предупреждению их самовозгорания и (или) взрыва, способы обезвреживания и захоронения вещества, материала с выраженными токсичными и пожаро- и взрывоопасными свойствами.

Раздел оформляется на основе сведений, имеющихся в эксплуатационных документах на ВВТ.

8. В разделе "Требования охраны окружающей среды" устанавливают требования для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фону человека при утилизации ВВТ, установленные положениями нормативных правовых актов, государственными и отраслевыми стандартами, в том числе ГОСТ РО 0045-002-2009, ГОСТ РО 0045-003-2009.

9. В разделе "Сведения о проводимых мероприятиях по подготовке и отправке (передаче) ВВТ на утилизацию" указываются мероприятия, предусмотренные эксплуатационными документами на ВВТ или нормативными правовыми актами, и ответственные за выполнение этих мероприятий (воинская часть (организация), исполнитель).

Раздел оформляется с учетом положений, указанных в разделе VI Руководства.

По мероприятиям, выполнение которых возлагается на исполнителя, дополнительно могут указываться порядок и условия взаимодействия исполнителя и воинской части (организации).

Также в разделе отражаются:

сведения о мероприятиях по расконсервации, демилитаризации, рассекречиванию, демонтажу и другие обязательные мероприятия (исходя из особенностей ВВТ и их утилизации) и порядок их выполнения;

порядок передачи ВВТ исполнителю с указанием условного наименования и почтового адреса органа военного управления, ответственного за организацию выдачи нарядов (распоряжений) на передачу ВВТ;

порядок допуска в места нахождения ВВТ с указанием условного наименования и почтового адреса ответственного органа военного управления.

10. В разделе "Транспортирование ВВТ" указываются:

за чей счет осуществляется транспортировка ВВТ к месту их утилизации;

основные требования к транспортированию ВВТ и условиям, при которых оно должно осуществляться, порядок подготовки ВВТ для транспортирования различными видами транспорта, способы крепления ВВТ для транспортирования различными видами транспорта с приведением необходимых схем крепления, порядок погрузки и выгрузки ВВТ и меры предосторожности, характеристики ВВТ (масса, габаритные размеры, положение центра тяжести и т.п.), схема ВВТ применительно к расположению на транспортном средстве с указанием основных размеров ВВТ и точек крепления. При необходимости указываются сведения о буксировании ВВТ и эвакуации.

11. В разделе "Методы утилизации ВВТ" указываются рекомендуемые методы утилизации ВВТ, установленные нормативными правовыми актами, государственными и отраслевыми стандартами, эксплуатационными документами.

Также в данном разделе указывается технология утилизации ВВТ (составных частей ВВТ), содержащих сведения, составляющие государственную тайну (с указанием перечня таких составных частей), установленная организацией-разработчиком (за исключением шифровальной техники).

12. В разделе "Особенности утилизации ВВТ" указываются:

особенности географического месторасположения ВВТ (при наличии таких особенностей);

сведения о нахождении ВВТ в местах с трудной транспортной доступностью и чем она обусловлена (при наличии таких мест);

особые природные факторы (при наличии таких факторов);

сведения о таре (наименование, тип, масса, габариты) и порядке ее дальнейшего использования (возврат, утилизация и т.д.);

сведения об остатках компонентов ракетных топлив;

сведения о техническом состоянии кораблей и судов в части способности их буксировки к месту утилизации;

иные сведения, влияющие на выполнение работ по утилизации ВВТ, не указанные в других разделах.

13. В разделе "Требования защиты государственной тайны" указываются:

перечень защищаемых при выполнении работ по утилизации ВВТ сведений, в том числе связанных с допуском представителей исполнителя на объекты Министерства обороны, с указанием степени секретности таких сведений со ссылкой на номера пунктов Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих засекречиванию, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 2021-12-08 N 046;

требования по выявлению возможных каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну, в ходе работы по утилизации ВВТ;

порядок выработки организационных и технических мероприятий по их закрытию до начала фактического выполнения работ по утилизации ВВТ;

порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну, соисполнителям работ;

требования по оценке достаточности и эффективности принятых мер по защите государственной тайны;

другие требования по защите государственной тайны с учетом особенностей выполнения работ по утилизации ВВТ.

В случае если при реализации государственного контракта на выполнение работ по утилизации ВВТ, в том числе при допуске представителей исполнителя на объекты Министерства обороны, сведения, составляющие государственную тайну, передаваться не будут, то в данном разделе указывается: "Требования не предъявляются. Передача сведений, составляющих государственную тайну, не предусмотрена".

14. В разделе "Требования к качеству продуктов утилизации ВВТ" указываются предложения по составу и порядку использования продуктов утилизации ВВТ, а также общие требования к продуктам утилизации (по видам продукции, исходя из особенностей ВВТ и содержания в них материалов, указанных в соответствии с таблицей пункта 5 настоящего приложения), установленные нормативными правовыми актами, государственными и отраслевыми стандартами, в том числе ГОСТ РО 0045-002-2009.

15. Для более полного описания планируемых работ по утилизации ВВТ могут дополнительно прилагаться спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты измерений, обследований и экспертиз.

16. Сведения о номенклатуре ВВТ и их характеристиках вносятся в разделы ТЗ на выполнение работ по утилизации ВВТ в соответствии с эксплуатационной документацией и ЕКПС.

17. ТЗ в отношении ликвидации объектов инфраструктуры стратегических ракетных комплексов и ракетно-космических комплексов и рекультивации (планировки) высвобожденных в результате ликвидации территорий должно содержать:

перечень зданий и сооружений, планируемых к ликвидации;

границы (площади) территории, планируемой к рекультивации (планировке);

сведения об участках территории (объектах), загрязненных токсичными компонентами ракетных топлив, возможных методах их нейтрализации, порядке контроля уровня загрязнения;

направление рекультивации (целевого использования нарушенных земель после их восстановления);

требования к рекультивации (планировке) земель в зависимости от направления рекультивации.

18. Требования, установленные ТЗ, не должны противоречить обязательным требованиям документов по стандартизации, распространяющимся на работы по утилизации ВВТ.

19. Если отдельные требования установлены в стандартах или других технических документах, распространяющихся на работы по утилизации ВВТ, то в ТЗ эти требования не повторяют, а в соответствующих разделах ТЗ дают ссылки на эти стандарты и документы.

20. ТЗ оформляется на электронных вычислительных машинах с использованием редактора Word и представляется на бумажных и электронных носителях.

21. ТЗ в отношении СВ и иных ВВТ представляются раздельно.

22. ТЗ оформляется с учетом положений статьи 33 Федерального закона от 2021-12-08 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

При подготовке ТЗ на выполнение работ по утилизации СВ вместо информации (данных) о ВВТ указывается соответствующая информация (данные) о СВ.

СТРУКТУРА РЕГИСТРАЦИОННОГО НОМЕРА УЧАСТНИКА НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Регистрационный номер участника состоит из 20 цифр, расположенных в следующей последовательности:

в

в

г

г

м

м

п

к

к

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

где:

В и В (1 и 2 знаки) - признак категории участника;

Г и Г (3 и 4 знаки) - две последние цифры года возникновения основания для включения военнослужащего в реестр участников;

М и М (5 и 6 знаки) - месяц возникновения основания для включения военнослужащего в реестр участников;

П (7 знак) - признак количества переходов участника из одного федерального органа в другой для прохождения военной службы;

К и К (8 и 9 знаки) - кодовое обозначение федерального органа. При этом соответствующим федеральным органам присваиваются следующие кодовые обозначения, состоящие из двух цифр: 10 - Министерство обороны Российской Федерации; 14 - Федеральное агентство специального строительства; 20 - Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации; 30 - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 40 - Федеральная служба безопасности Российской Федерации; 50 - Федеральная служба охраны Российской Федерации; 60 - Служба внешней разведки Российской Федерации; 80 - Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации; 81 - Генеральная прокуратура Российской Федерации; 82 - Следственный комитет Российской Федерации;

X-X (10 - 19 знаки) - порядковый номер записи о включении военнослужащего в реестр участников;

Ч (20 знак) - контрольное число.

Признак категории участника состоит из двух цифр, которые присваиваются:

лицам, окончившим военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключившим первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г. и получившим в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., - 01;

офицерам, призванным на военную службу из запаса или поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, заключившим первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 г., - 02;

прапорщикам и мичманам, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 г., - 03;

сержантам и старшинам, солдатам и матросам, заключившим второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г. и изъявившим желание стать участниками, - 04;

лицам, окончившим военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившим в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., заключившим первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. и изъявившим желание стать участниками, - 05;

прапорщикам и мичманам, общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 г. составляла не более трех лет и составит три года начиная с 1 января 2005 г., если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. и изъявили желание стать участниками, - 06;

военнослужащим, являющимся участниками, которые переведены из другого федерального органа, - 07;

военнослужащим, не имеющим воинского звания офицера и получившим первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 г., - 08;

военнослужащим, получившим первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, - 09;

военнослужащим, получившим первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров начиная с 1 января 2008 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, - 10;

лицам, окончившим военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г., получившим первое воинское звание офицера в процессе обучения и изъявившим желание стать участниками, - 11;

военнослужащим, не имеющим воинского звания офицера, получившим первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и изъявившим желание стать участниками, - 12;

военнослужащим, получившим первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, и изъявившим желание стать участниками, - 13;

военнослужащим, получившим первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, и изъявившим желание стать участниками, - 14;

военнослужащим, поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3532; 2007, N 50, ст. 6237; 2022, N 27, ст. 3879; 2022, N 23, ст. 2930; 2022, N 18, ст. 2494) (далее - Федеральный закон), и были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным частью 7.1 статьи 5 Федерального закона, или общая продолжительность военной службы которых на дату исключения из списков личного состава воинской части составляла 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении, - 15;

военнослужащим, поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по иным, не указанным в части 7.1 статьи 5 Федерального закона основаниям и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона, или не воспользовались правом стать участниками, - 16;

военнослужащим, поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы и получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона, общая продолжительность военной службы которых составляет не менее 20 лет, - 17.

В случае включения военнослужащего в реестр участников по основаниям, не предусмотренным Правилами формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89, данный военнослужащий подлежит исключению из реестра участников как ошибочно включенный в реестр участников. Признаку категории его регистрационного номера в этом случае присваивается значение "00".

Приложение N 3

к приказу Министра обороны

Российской Федерации

от 2021-12-08 N 474

IV. Деятельность библиотек

16. Библиотечное обслуживание представляет собой деятельность библиотек по пропаганде и выдаче документов, обеспечению доступа к электронным ресурсам Электронной библиотеки и Единой электронной библиотеки, оказанию помощи в их выборе и использовании.

Порядок библиотечного обслуживания определяется правилами пользования библиотекой, утверждаемыми командиром воинской части.

Для обеспечения возможности взаимного использования ресурсов и обмена информацией между библиотеками при создании электронных каталогов используется национальный коммуникативный формат RUSMARC <2>.

--------------------------------

<2> Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 27 января 1998 г. N 45 "О внедрении российского коммуникативного формата библиографических записей в машиночитаемой форме".

В целях обеспечения наиболее полного и качественного обслуживания пользователей библиотеки взаимодействуют с библиотеками органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, осуществляющими информационно-библиотечную деятельность и (или) направленную на ее обеспечение.

При записи в библиотеку на каждого пользователя заполняется формуляр пользователя библиотеки (приложение N 1 к настоящему Руководству) или производится регистрационная запись в базе данных пользователей библиотеки. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.

Организация передвижных библиотек осуществляется в соответствии с типовым договором (приложение N 2 к настоящему Руководству).

При выдаче документов в передвижные библиотеки на каждую из них заводится тетрадь регистрации документов, выданных в передвижную библиотеку, в которую записывается выданная литература по отделам и по алфавиту фамилий авторов (приложение N 3 к настоящему Руководству).

Обновление библиотечных фондов передвижных библиотек производится частично или полностью по мере использования документов, но не реже одного раза в два месяца.

Запись пользователей и выдача им документов в передвижных библиотеках производятся в установленном порядке.

За использование документов, полученных в передвижную библиотеку, отвечает командир воинской части и своим решением назначает из числа должностных лиц воинской части библиотекаря, ответственного за выдачу документов, без освобождения его от должности.

Библиотека при отсутствии в ее библиотечном фонде необходимых пользователям документов запрашивает их по межбиблиотечному абонементу (МБА), в том числе по электронному. При этом расходы по пересылке документов в библиотеку и обратно оплачиваются за счет пользователей.

Библиотека для получения документов по МБА запрашивает их через библиотеки, выполняющие функции центральных. Последние удовлетворяют заказы абонентов из своих фондов или направляют заказ в другие государственные библиотеки, в фондах которых имеются запрашиваемые издания.

В местах постоянной дислокации воинских частей библиотеки по решению командира воинской части обслуживают юридических лиц, а также физических лиц, не являющихся пользователями.

При организации библиотечного обслуживания в местах, где оно затруднено или невозможно, могут использоваться мобильные библиотеки, в том числе комплекс информационно-библиотечного обслуживания, который представляет собой специально оборудованную мобильную библиотеку, обеспечивающую реализацию образовательных, просветительских, социально-политических функций.

17. Библиографическая работа библиотек представляет собой деятельность, направленную на организацию справочно-библиографического аппарата, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей, пропаганду библиотечно-библиографических знаний, составление библиографических материалов различного назначения, консультативную и методическую деятельность при выборе документов.

Осуществляя библиографическую работу, библиотеки формируют фонды справочных и библиографических изданий, готовят библиографические справки по запросам пользователей, проводят библиографические обзоры и консультации, ведут систематический и алфавитный каталоги, тематические картотеки (базы данных) книг, газетных и журнальных статей по актуальным вопросам, темам боевой и общественно-государственной подготовки.

Каталоги предоставляются пользователям для выбора документов, они помещаются на видном и удобном месте. Возле каталогов вывешиваются краткие правила пользования ими. Электронный каталог и правила пользования каталогом могут быть представлены на сайте библиотеки и (или) воинской части, структурным подразделением которой является библиотека.

18. Массовая работа библиотек включает в себя деятельность по пропаганде военной, научной, технической, специальной, художественной и иной литературы в интересах решения задач обучения и воспитания личного состава воинских частей и удовлетворения его духовных потребностей.

Осуществляя массовую работу, библиотеки организуют беседы и лекции, в том числе на литературные темы, встречи с авторами книг, читательские конференции и литературные вечера, устные журналы, тематические книжные выставки и выставки новых поступлений, вечера книги, создают литературные кружки, клубы книголюбов и другие любительские объединения, взаимодействуют с государственными, муниципальными и другими библиотеками, писательскими, научными организациями и издательствами в целях использования их возможностей для проведения культурно-шефских мероприятий по пропаганде книги.

19. Организация работы библиотек осуществляется в соответствии с настоящим Руководством и положением, которое утверждается командиром воинской части, в ведении которого находится данная библиотека, либо уставом (если библиотека является юридическим лицом).

Деятельность библиотеки организует начальник (директор, заведующий) библиотеки, который отвечает за организацию работы библиотеки, профессиональную подготовку работников, комплектование, учет и сохранность библиотечного фонда.

Распорядок работы библиотеки и обязанности ее работников утверждаются командиром воинской части, в ведении которого находится библиотека, или иным должностным лицом, которому подчиняется библиотека.

Для поддержания в библиотеках чистоты и порядка в каждом месяце устанавливается санитарный день. Выдача документов в этот день не производится. Для своевременной и правильной обработки и расстановки фондов ежедневно в библиотеках предусматривается два часа на внутрибиблиотечную работу.

Каждая библиотека должна иметь необходимый набор помещений для выполнения решаемых задач, в состав которых входят помещения для книгохранения, читательская и служебная зоны.

В помещениях библиотеки создаются условия безопасного хранения документов: температурно-влажностный режим, освещение, а также условия пожарной и иной безопасности. Библиотеки могут быть оборудованы системами предотвращения несанкционированного выноса документов, в том числе на основе технологий радиочастотной идентификации.

Помещения читательской зоны должны обеспечивать комфортные условия работы пользователей с документами на различных видах носителей, имеющимися в библиотеке. Библиотечная среда должна обеспечивать лицам с ограничениями по здоровью возможность свободно пользоваться услугами, предоставляемыми библиотекой.

Приказ Министра обороны РФ от 2021-12-08 N 266

Об утверждении Перечня иных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, возмещаемых военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, и видов документов, подтверждающих размер фактических затрат на эти расходы

Приказ Министра обороны РФ от 2021-12-08 N 520

"Об утверждении Порядка и Норм обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся в находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе" (ред. от 2021-12-08)

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 2021-12-08 N 520

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И НОРМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕЩЕВЫМ ИМУЩЕСТВОМ (ОБМУНДИРОВАНИЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДОЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ


В соответствии с подпунктом 33.9 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3538; 2005, N 38, ст. 3799; 2006, N 17 (ч. II), ст. 1819; 2007, N 20, ст. 2391; N 27, ст. 3255; N 46, ст. 5565; 2008, N 31, ст. 3705; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5430, 5431; 2009, N 21, ст. 2550; N 36, ст. 4311; 2022, N 20, ст. 2435; N 28, ст. 3656; N 35, ст. 4530; 2022, N 1, ст. 191; N 2, ст. 267; N 15, ст. 2082; N 17, ст. 2356; N 24, ст. 3405; N 28, ст. 4170; N 31, ст. 4708; N 33, ст. 4924; N 48, ст. 6877; 2022, N 10, ст. 1194; N 29, ст. 4074; N 53 (ч. II), ст. 7857; 2022, N 26, ст. 3314; N 30 (ч. II), ст. 4085; N 52 (ч. II), ст. 7137; 2022, N 5, ст. 481; N 7, ст. 671; N 24, ст. 3077; N 44, ст. 6041; 2022, N 1 (ч. I), ст. 200; N 4, ст. 641; N 25, ст. 3644; 2022, N 1 (ч. II), ст. 211; N 14, ст. 1986; N 39, ст. 5624; N 49, ст. 6885; N 50, ст. 7078; 2022, N 14, ст. 2049, N 23, ст. 3313; N 34, ст. 5264, N 37, ст. 5505; N 41, ст. 5932; N 47, ст. 6957; N 48, ст. 7193; 2022, N 1 (ч. I), ст. 320; N 7, ст. 1015; N 32 (ч. II), ст. 5313), приказываю:

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 2021-12-08 N 613)

1. Утвердить:

Порядок обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся в находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (приложение N 1 к настоящему приказу);

Нормы обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся в находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (приложение N 2 к настоящему приказу).

2. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации:

от 2021-12-08 N 700 "Об утверждении Порядка и Норм обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся в находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2021-12-08, регистрационный N 40304);

от 2021-12-08 N 63 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 2021-12-08 N 700 "Об утверждении Порядка и Норм обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся в находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2021-12-08, регистрационный N 45769).

Министр обороны

Российской Федерации

генерал армии

С.ШОЙГУ

Приложение N 1

к приказу Министра обороны

Российской Федерации

от 2021-12-08 N 520

Приказ Министра обороны РФ от 2021-12-08 N 145

"Об установлении формы сведений о результатах подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, организации и проведения призыва на военную службу, достигнутых субъектами Российской Федерации за истекший год, и определении критериев и порядка оценки работы субъектов Российской Федерации по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, организации и проведению призыва на военную службу"

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 2021-12-08 N 145

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФОРМЫ СВЕДЕНИЙ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, ДОСТИГНУТЫХ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ИСТЕКШИЙ ГОД, И ОПРЕДЕЛЕНИИ КРИТЕРИЕВ И ПОРЯДКА ОЦЕНКИ РАБОТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

В соответствии с пунктами 4 и 5 Положения о проведении конкурса среди субъектов Российской Федерации на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. N 436 "О проведении конкурса на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 24, ст. 2585; 2022, N 11, ст. 1638), для обеспечения потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в подготовленных призывных ресурсах, в целях повышения результативности работы субъектов Российской Федерации по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, организации и проведению призыва на военную службу приказываю:

1. Установить форму сведений о результатах подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, организации и проведения призыва на военную службу, достигнутых субъектами Российской Федерации за истекший год (приложение N 1 к настоящему приказу).

2. Определить критерии и порядок оценки работы субъектов Российской Федерации по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, организации и проведению призыва на военную службу (приложение N 2 к настоящему приказу).

3. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 135 "О проведении конкурса на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2005 г., регистрационный N 6614).

Министр обороны

Российской Федерации

генерал армии

С.ШОЙГУ

Приложение N 1

к приказу Министра обороны

Российской Федерации

от 2021-12-08 N 145

Форма

СОГЛАСОВАНО

Высшее должностное лицо субъекта

Российской Федерации (руководитель высшего

исполнительного органа государственной

власти субъекта Российской Федерации)

_________________________________________

(подпись, инициал имени, фамилия)

"__" _________________ 20__ г.

М.П.

СВЕДЕНИЯ

о результатах подготовки граждан Российской Федерации

к военной службе, организации и проведения призыва

на военную службу

в ____ году

______________________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации)

N п/п

Критерии оценки

Результаты оценки

1

2

3

1

Эффективность учетно-призывной работы


2

Эффективность работы по отбору граждан для поступления в военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба


3

Эффективность работы по повышению годности граждан к военной службе по состоянию здоровья


4

Эффективность работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"


5

Эффективность работы по совершенствованию подготовки граждан по основам военной службы


6

Эффективность работы по совершенствованию учебно-материальной базы для подготовки граждан по основам военной службы


7

Эффективность работы по военно-патриотическому воспитанию граждан


8

Эффективность работы по выполнению мероприятий региональной программы подготовки граждан к военной службе


9

Эффективность работы по содействию в создании, развитии и функционировании центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе, в том числе региональных круглогодичных учебно-методических центров (лагерей) военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард"


10

Эффективность работы по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)


11

Эффективность работы по направлению граждан, привлеченных к занятиям военно-прикладными видами спорта, для прохождения военной службы по призыву


12

Эффективность работы по содействию в создании и развитии общественных объединений, осуществляющих военно-патриотическое воспитание граждан, в том числе Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "ЮНАРМИЯ"


13

Эффективность работы по направлению членов общественных объединений, осуществляющих военно-патриотическое воспитание граждан, в том числе Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "ЮНАРМИЯ", для прохождения военной службы по призыву